Грудной ребёнок


Грудной ребёнок
Рис. 1.  Схематическое изображение проекций большого и малого родничков.

Рис. 1. Схематическое изображение проекций большого и малого родничков.


Рис. 1. Схематическое изображение проекций большого (а) и малого (б) родничков.

Грудно́й ребё́нок — ребенок в возрасте до одного года. В первые 4 нед. жизни его называют новорожденным. В зависимости от срока беременности различают доношенных, недоношенных и переношенных новорожденных. Доношенными считают детей, родившихся в период с 38-й до 42-й нед. беременности; недоношенными — родившихся между 28-й и 38-й нед. (в ряде стран к недоношенным относят и родившихся до 28-й нед. беременности, начиная с 22-й нед.). Доношенные дети, как правило, зрелые — морфологически и функционально приспособлены к внеутробной жизни. Незрелыми считают недоношенных детей, их органы и системы недостаточно развиты для поддержания нормальной жизнедеятельности вне организма матери. При неблагоприятных условиях внутриутробной жизни незрелым может родиться и доношенный ребенок. Переношенные дети — это дети, родившиеся после 42-й нед. беременности с признаками перезрелости (более плотные кости черепа, маленькие роднички, дряблая кожа и другие.>.) и нарушением функции центральной нервной системы вследствие внутриутробного кислородного голодания, обусловленного расстройством маточно-плацентарного кровообращения.

После рождения в организме ребенка происходят значительные изменения: прекращается поступление питательных веществ и кислорода из организма матери, с первым криком расправляются легкие, и ребенок начинает дышать самостоятельно, меняются кровообращение и обмен веществ. В период новорожденности происходит становление функций всех органов и систем, заканчивается адаптация организма к внеутробной жизни. Наиболее совершенна адаптация у зрелых доношенных детей. В последующие месяцы происходит интенсивное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, совершенствуются функции различных органов и систем.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Зрелый доношенный ребенок при рождении весит в среднем 3200—3500 г, рост его составляет чаще 49—53 см. Масса недоношенных детей обычно менее 2500 г, рост менее 47 см. Масса переношенного ребенка часто превышает 4000 г. В первые 3—4 дня жизни происходит так называемая физиологическая потеря массы тела, не превышающая 10% первоначальной массы тела. При правильном уходе и вскармливании масса тела восстанавливается к 6—8 дню жизни, реже — к концу второй недели. К концу первого месяца жизни прирост массы тела по сравнению с массой тела при рождении составляет 700—800 г. К 4—5-месячному возрасту масса тела удваивается, к концу 1-го года жизни утраивается и достигает в среднем 10 кг. Рост в первые 3 мес. увеличивается примерно на 3 см в месяц, в 4—6 мес. — на 2,5 см, в 7—9 мес. — на 1,5—2 см, в 10—12 мес. — на 1 см ежемесячно. В среднем за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, достигая 75 см. Потеря массы тела у недоношенных детей в первые дни жизни составляет 5—12% по отношению к массе тела при рождении, масса тела восстанавливается к 12—14 суткам жизни. Средняя прибавка массы тела у недоношенных детей за 1-й месяц жизни зависит от степени недоношенности и составляет 180—350 г. К 3 мес. масса тела недоношенных удваивается, к 1 году она увеличивается в 4—8 раз. За первый год жизни рост недоношенного ребенка увеличивается на 25—44 см и достигает к году 68—73 см.

Для новорожденного характерны особые пропорции тела: относительно большая голова (окружность головы превышает окружность грудной клетки на 1—2 см и составляет у доношенного ребенка 33—36 см, высота головы равна 1/4 длины тела), длинные верхние и короткие нижние конечности. К году окружность головы увеличивается на 10—11 см (у недоношенных детей на 12—19 см), окружность грудной клетки превышает ее примерно на 1 см. Постепенно уменьшается и относительная высота головы.

Кожа грудного ребенка нежная, бархатистая, розовая. Сразу после рождения она покрыта первородной (сыровидной) смазкой — беловатой жирной массой, которая вырабатывается сальными железами и облегчает прохождение плода по родовым путям. На коже плечевого пояса у новорожденного могут быть остатки пушковых волос. После удаления первородной смазки практически у всех новорожденных появляется диффузное покраснение кожи (физиологическая эритема), которое усиливается на 2-й день жизни, а затем постепенно исчезает к концу первой недели жизни, оставляя иногда шелушение кожи в течение 4—6 дней. Особенно выражена физиологическая эритема у недоношенных детей. Почти у половины новорожденных на 2—3-й день жизни появляется желтуха, обусловленная незрелостью печени, она усиливается к 4 дню и затем постепенно исчезает к концу первой — началу второй недели жизни. У недоношенных детей желтуха появляется раньше и держится 2—3 нед. Такая желтуха называется физиологической, проходит без осложнений и лечения не требует.

Кожа у детей первого года жизни, особенно у новорожденных, тонкая, легко ранимая. В ней содержится большое количество кровеносных сосудов. При неправильном уходе легко появляются опрелости, гнойнички, которые могут быстро распространяться. Потовые железы кожи недоразвиты, сальные — активно функционируют. Потоотделение усиливается к концу первого года жизни, но нередко неадекватно и может возникать при снижении температуры воздуха. Подкожная клетчатка у новорожденного хорошо развита, особенно в области лица, конечностей, груди, спины; масса ее на первом году жизни интенсивно увеличивается. У некоторых новорожденных на крыльях носа, переносице обнаруживают беловато-желтоватые узелки диаметром 1—2 мм (закупорившиеся сальные железы), на затылке, верхних веках, между бровями — небольшие красноватые пятна (расширенные мелкие сосуды). Узелки обычно исчезают через 1—2 нед., красноватые пятна — через несколько месяцев. Волосы на голове при рождении имеют длину до 2 см, ресницы едва заметны. Ногти доходят до кончиков пальцев. Рост волос на первом году жизни замедлен.

Площадь кожного покрова на 1 кг массы тела у Г. р., особенно у новорожденного, велика. Поглощение кожей кислорода и выделение через нее продуктов обмена происходит на первом году жизни интенсивнее, чем в более старшем возрасте. Повышена способность кожи к всасыванию, в связи с чем возможно токсическое действие веществ, содержащихся в мазях, кремах, красителях для одежды.

После отпадения пуповинного остатка, что обычно происходит на 4—5-й день жизни, образуется естественная раневая поверхность — пупочная ранка, требующая тщательного ухода. При неправильной обработке она легко инфицируется, что может привести к тяжелым гнойным заболеваниям. Пупочная ранка полностью заживает, как правило, к 10—19-му дню жизни.

Костная ткань новорожденного мягкая, эластичная, содержит мало минеральных веществ. Кости черепа не сращены. В местах соединений трех, четырех костей определяются мягкие (неокостеневшие) участки соединительной ткани — роднички (рис. 1). Большой родничок образуется на стыке двух теменных костей и двух частей лобной кости, имеет форму ромба, расстояние между противоположными гранями которого колеблется от 1,5 до 3 см. Малый родничок — треугольный участок соединительной ткани между теменными и затылочной костями — к моменту рождения обычно не определяется или высота его не превышает 0,5 см. Продольный (сагиттальный) шов черепа (между теменными костями), как правило, открыт, ширина его не более 3 мм. Во время крика большой родничок у ребенка может выбухать и пульсировать.

С возрастом кости становятся более твердыми за счет отложения в них солей кальция. Малый родничок закрывается к 4—8-й нед. после рождения; большой родничок, как правило, — к концу первого года жизни. К 3—4 мес. уплотняются швы между костями черепа. В позвоночнике формируются физиологические изгибы: шейный (после появления способности держать голову), грудной (с 6—7 мес., когда ребенок начинает сидеть), поясничный (после 9—12 мес., когда ребенок начинает стоять и ходить). Грудная клетка у грудного ребенка бочкообразная, ребра располагаются горизонтально.

Незавершенность костеобразовательного процесса определяет необходимость тщательно оберегать костную систему ребенка от возможных деформаций. Держа ребенка первых 3—4 мес. жизни на руках в вертикальном положении, нужно придерживать его голову свободной рукой. Ставить ребенка на ноги (даже на очень короткое время) можно только после 4-месячного возраста. Не следует также сажать ребенка до 6-месячного возраста, удерживая его подушками.

К 6—8-му мес. начинают прорезываться зубы. Вначале прорезываются нижние средние резцы, затем верхние средние и верхние боковые резцы, к концу года — нижние боковые резцы. Годовалый ребенок обычно имеет 8 зубов. У некоторых детей прорезывание зубов может сопровождаться беспокойством, небольшим повышением температуры тела и появлением жидкого стула.

Мышечная система Г. р. развита недостаточно, масса мышц по отношению к массе тела значительно меньше, чем у взрослых. После рождения отмечается повышение мышечного тонуса, особенно мышц-сгибателей, в связи с чем ребенок сохраняет «эмбриональную» позу: голова приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулачки, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. В последующем тонус мышц-сгибателей ослабевает. Тонус мышц верхних конечностей нормализуется к 2—21/2 мес., нижних — к 3—4 мес. При внутриутробных поражениях или родовой травме центральной нервной системы мышечный тонус может повышаться или снижаться, что отражается на позе ребенка.

Носовые ходы у Г. р., особенно у новорожденного, узкие, выстилающая их слизистая оболочка нежная, с множеством кровеносных и лимфатических сосудов. При воспалительном процессе она быстро отекает, железы ее выделяют большое количество слизи, что приводит к затруднению носового дыхания, беспокойству, нарушению сосания, одышке. Слуховая (евстахиева) труба, соединяющая носоглотку и барабанную полость среднего уха, короткая и широкая, поэтому при заболеваниях носоглотки быстро возникает воспаление среднего уха. Просвет гортани, трахеи и бронхов узкий, образующие их хрящи мягкие. Легочная ткань недостаточно развита, содержит мало воздуха. Дыхание у новорожденного частое (40—60 в 1 мин), поверхностное и происходит в основном за счет движений грудобрюшной перегородки — диафрагмы (брюшной тип дыхания). К концу первого года жизни глубина дыхания увеличивается, но оно еще остается брюшным. Число дыхательных движений в 1 мин в возрасте 1—3 мес. составляет 40—45, в 4—6 мес. — 35—40, в 7—12 мес. — 30—35. В норме у детей до 1 года на одно дыхание приходится 3 удара пульса. При нерегулярном опорожнении кишечника, повышенном газообразовании, тугом пеленании ребенка, ограничивающем движения диафрагмы, ритм дыхания нарушается, оно учащается. Незрелость легочной ткани, особенности ее кровоснабжения наряду с несовершенством иммунной системы способствуют возникновению пневмоний на фоне респираторно-вирусных инфекций.

Сердечно-сосудистая система к моменту рождения полностью сформирована, но развитие ее не завершено. Остаются незрелыми регуляторные механизмы сердечной деятельности. Частота пульса у новорожденных 120—140 ударов в 1 мин (в первые дни жизни может быть временное замедление пульса до 70—80 ударов в 1 мин). При крике, во время кормления частота сердечных сокращений может достигать 180—200 ударов в 1 мин. С возрастом частота пульса уменьшается. Она составляет обычно у ребенка 6 мес. — 125—130, 12 мес. — 115—120 ударов в 1 мин.

Пищеварительная система в связи с интенсивным обменом веществ у грудных детей несет большую нагрузку, но в функциональном отношении она незрелая. Поэтому даже небольшие погрешности в питании ребенка могут привести к срыгиванию, рвоте, поносу. Полость рта приспособлена для сосания: язык относительно большой, на деснах слизистая оболочка образует горизонтальную складку, обеспечивающую герметичность полости рта при сосании, в толще щек имеются плотные скопления жировой ткани (комочки Биша), придающие упругость щекам. Слюны в первые 2—3 мес. выделяется мало, слизистая оболочка рта относительно сухая, легко инфицируется. С 4—5-го мес. жизни слюноотделение усиливается и в связи с незрелостью центральной нервной системы и несовершенством акта глотания наблюдается слюнотечение. Пищевод относительно короткий и широкий, мускулатура его слабо развита, что способствует легкому поступлению содержимого желудка обратно в пищевод. Поэтому необильные срыгивания не всегда свидетельствуют о наличии заболевания у ребенка. Емкость желудка вначале небольшая — 7—10 мл в первые сутки, к 10-му дню она достигает в среднем 90 мл, к концу 1-го месяца жизни — 100 мл, к 3 мес. — 120 мл, к 12 мес. — 250 мл. Переваривающая способность желудка новорожденного низкая, она ориентирована на питание ребенка легкоусвояемым грудным молоком. В последующие месяцы она возрастает. Недостаточная активность ферментных систем желудка и кишечника, а иногда и полное отсутствие некоторых ферментов вследствие незрелости ребенка, является частой причиной нарушений пищеварения. Мышцы стенки кишечника, его перистальтика (движения кишечника, способствующие продвижению пищи) также недостаточно развиты, результатом чего могут быть задержка газов, вздутие кишечника (метеоризм), запоры. С первых часов жизни начинает выделяться первородный кал, или меконий — темно-зеленая не имеющая запаха гомогенная масса, состоящая из секрета пищеварительных желез, спущенного эпителия кишечника, проглоченных околоплодных вод, слизи. К 5—7-му дню жизни меконий постепенно сменяется обычным для новорожденного кашицеобразным калом желтовато-золотистого цвета с кисловатым запахом. В кале детей первых месяцев жизни могут быть небольшие белые комочки, немного зелени. Частота опорожнения кишечника определяется составом пищи, индивидуальными особенностями ребенка. В первые 1—2 нед. она достигает 5—6 раз в сутки, а к 1 году постепенно у рожается до 2—3 раз в сутки.

Почки и мочевыводящие пути сформированы и развиты достаточно хорошо, но в первые дни жизни функция их несколько снижена, мочеиспускания редкие (5—6 раз в сутки). Со второй недели почки начинают функционировать более интенсивно, число мочеиспусканий возрастает до 20—25 в сутки. Такая частота мочеиспускания объясняется малыми размерами мочевого пузыря и слабым растяжением его стенок. К концу первого года жизни число мочеиспускании уменьшается до 15—16 в сутки.

Половые органы у новорожденных сформированы. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые. У недоношенных и незрелых доношенных мальчиков яички могут не опуститься в мошонку и находиться в паховых каналах. В большинстве случаев они опускаются в мошонку самостоятельно, тем не менее такие дети требуют наблюдения эндокринолога и детского хирурга. Для недоношенных и незрелых доношенных девочек характерны зияние половой щели, небольшое увеличение клитора.

У большинства новорожденных, в связи с изменением гормонального баланса, в первые дни жизни наблюдается так называемый половой (гормональный) криз. Наиболее частым его проявлением служит нагрубание молочных желез. Реже наблюдаются выделение слизи или крови из половых органов у девочек, отек наружных половых органов. Все эти симптомы исчезают самостоятельно.

После рождения продолжается развитие надпочечников, щитовидной и паращитовидной желез, гипофиза и другие.гих органов эндокринной системы. Вилочковая железа у ребенка первого года жизни относительно велика. Кроветворение у новорожденного происходит в основном в красном костном мозге. Лимфатические узлы развиты недостаточно, барьерная функция их низка. Специфические иммунные факторы, защищающие новорожденного от возбудителей инфекционных заболеваний, он получает от матери, в т. ч. и после рождения с грудным молоком. В течение 3—6 мес. после рождения материнские защитные факторы в организме ребенка разрушаются и нарастает синтез собственных. Однако уровень их в конце первого года жизни еще значительно меньше, чем у взрослых.

Обмен веществ и энергии у Г. р. очень интенсивный. На 1 кг массы тела ребенку этого возраста требуется в 2—21/2 раза больше пищи, чем взрослому. Велика потребность в воде. В сутки новорожденный должен получать 150—165 мл, ребенок 12 мес. — 120—140 мл жидкости, включая молоко, на 1 кг массы тела. Для восполнения недостающего объема жидкости детей первого года жизни нужно поить между кормлениями кипяченой водой. Обменные процессы у детей до 1 года легко нарушаются. При неправильном уходе и нарушении питьевого режима быстро наступает обезвоживание организма. У многих грудных детей развивается рахит — заболевание, характеризующееся нарушением обмена веществ, в первую очередь фосфорно-кальциевого, вследствие дефицита витамина D в организме (нарушение образования его в коже при недостаточном воздействии на нее солнечных лучей, низкое содержание в пище). Первые признаки рахита — беспокойство, чрезмерная потливость головы, облысение затылка — возникают у ребенка 2—3 мес. Затем появляются изменения костной системы (размягчение костей черепа, увеличение лобных и теменных бугров, замедление прорезывания зубов, утолщения ребер в виде «четок», деформация грудной клетки, искривление ног), снижается тонус мышц, увеличивается живот. При уменьшении в крови ионов кальция могут возникать судороги (спазмофилия).

Температура тела у здоровых детей первого года жизни при измерении ее в подмышечной ямке чаще составляет 36°—37,2°. Из-за несовершенства терморегуляции в этом возрасте она может колебаться в течение суток на 0,2—0,5°, легко повышаться или понижаться при нарушении правил ухода за ребенком. Особенно быстро охлаждаются недоношенные дети.

Нервная система новорожденного незрелая. Большую часть суток (около 20 ч) он спит, просыпаясь лишь от голода и неприятных ощущений (холод, мокрые пеленки, боли в животе и другие.>.). Выражение лица здорового ребенка спокойное, мимика живая. Крик громкий, эмоциональный. С первых дней жизни ребенок хорошо различает вкус. Обоняние, зрение и слух слабые. В первые дни жизни взгляд ребенок не фиксирует, движения его глаз не координированы (физиологическое косоглазие). Слезная жидкость на первой неделе жизни не выделяется. Болевая чувствительность в первые недели жизни несколько снижена, температурная и осязательная развиты хорошо.

К концу 1 мес. ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы. При близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее. Если прикоснуться к подошвам ребенка, лежащего на животе, он начинает отталкиваться ногами и пытается ползти. При поддержке под мышки ребенок опирается ногами. Во время пеленания размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается.

В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько минут; лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громком звуке перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему малыш реагирует более определенно и разнообразно — улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним издает неопределенные звуки. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В возрасте 3 мес. ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5—6 мин, свободно переворачивается со спины на живот; лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья и локти. Движения рук становятся более свободными и целесообразными: ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону, следит за движущимся предметом. У ребенка появляется четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки открывает рот, тянется к груди или к еде. Он любит, когда с ним играют взрослые, улыбается, а если с ним перестают заниматься, кричит.

В возрасте 4 мес. ребенок садится при поддержке или опоре, но удерживать прямо спину еще не может. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот. Приподнимаясь, опирается только на ладони. Постоянно «гулит», издает мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется, различает некоторые цвета.

В возрасте 5 мес. ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к незнакомым лицам. Различает тон голоса. Движения становятся более уверенными, ребенок берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ногах.

В возрасте 6 мес. ребенок самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками — перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую. При виде пищи открывает рот, может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба и другие.

В возрасте 7 мес. ребенок ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Тянется к своему изображению в зеркале, с рук на руки. Хорошо повторяет слоги: ма-ма, па-па, ба-ба.

В возрасте 8 мес. ребенок свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится более разнообразной, ребенок выражает интерес или удивление при появлении новой игрушки, незнакомого лица. Он ищет взглядом нужный предмет и настойчиво стремится достать его. Подолгу играет с игрушками, рассматривает их, постукивает одной о другую.

В возрасте 9 мес. ребенок может выполнять довольно сложные движения: перебирает кубики, выполняет простые просьбы — «дай ручку», «помаши ручкой», «до свидания» и др. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры; держась за предметы или обе руки, ходит. Садится из вертикального положения.

В возрасте 10 мес. ребенок сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку, за коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, называет отдельными слогами окружающие предметы и животных.

В возрасте 11—12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве — встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Понимает запрещения и выполняет многие просьбы. Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас — около 10 слов. Спит 14—16 ч в сутки. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка приведена на рис. 2.

У недоношенных детей отмечается значительное запаздывание, по сравнению с доношенными сверстниками, становления статических и моторных функций: пытаются удержать голову лежа на животе в 2—4 мес., хорошо удерживают голову вертикально в 46 мес., переворачиваются на живот, устойчиво стоят при поддержке в 61/2—7 мес., переворачиваются с живота на спину в 7—81/мес., самостоятельно садятся и ложатся, встают, держась за барьер, в 9—12 мес., стоят самостоятельно в 11—13 мес. Замедлено также становление речи. Гулить начинают в 31/2—5 мес., громко произносить слоги в 91/2—12 мес., повторять различные слоги за взрослыми с 10—121/мес., произносить первые слова в 11—141/мес.

НАРУШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ

Беспокойство ребенка может быть вызвано чувством голода или жажды, раздражением кожи мокрыми или высушенными, но не выстиранными пеленками, болью в животе при вздутии кишечника или запоре, перегреванием или переохлаждением. Нередко беспокойное поведение ребенка и плохой сон бывают обусловлены возбужденным состоянием матери, шумом и ярким светом в комнате, где находится ребенок, скоплением гостей.

В тех случаях, когда беспокойство возникает без очевидной причины или сохраняется после ее устранения, необходимо срочно вызвать врача, так как оно может быть проявлением серьезных заболеваний — среднего отита (воспаление среднего уха), менингита (воспаление мозговых оболочек), инвагинации кишки (внедрения одного отрезка кишки в просвет другого), заболеваний центральной нервной системы, обусловленных родовой травмой или внутриутробным кислородным голоданием, и других. При подозрении на средний отит, который развивается обычно на фоне насморка и проявляется, помимо беспокойства, отказом от груди, болезненностью при надавливании на козелок ушной раковины, иногда рвотой и повышением температуры тела, до прихода врача можно провести следующие мероприятия. В первую очередь нужно постараться восстановить носовое дыхание у ребенка. Для этого носовые ходы следует чаще очищать ватным жгутиком или отсасывать их содержимое резиновым баллончиком (прокипяченным). После очищения носовых ходов в них закапывают свежесцеженное материнское молоко (по 3—4 капли). В качестве сосудосуживающих средств для уменьшения отека слизистой оболочки можно использовать 0,5—1% раствор эфедрина, 0,01% раствор адреналина (по 2—3 капли 3—4 раза в день в нос). Можно закапывать в нос также 10% раствор сульфацил-натрия (альбуцида), оказывающий противомикробное действие. Нельзя применять капли, содержащие ментол (возможен спазм гортани!). Растворы перед введением в нос слегка подогревают, поставив бутылочку с лекарством в теплую воду. Закапывание производят в положении ребенка на спине. Облегчить состояние ребенка может полуспиртовой согревающий компресс, наложенный на ухо на 3—4 ч.

Вздутие кишечника (метеоризм) у детей первого года жизни чаще всего обусловлено заглатыванием воздуха при неправильной технике кормления, жадном сосании (см. Аэрофагия) и усилением бродильных процессов в кишечнике вследствие ферментативной недостаточности, дисбактериоза (изменения состава и количественных соотношений микроорганизмов, в норме заселяющих кишечник) и др. При этом ребенок проявляет беспокойство, сучит ножками, живот увеличивается в объеме, напрягается, газы отходят редко, стул, как правило, отсутствует. Вздутие кишечника может быть также симптомом непроходимости кишечника, которая нередко сопровождается рвотой. Частой причиной непроходимости кишечника у детей первого года жизни является инвагинация. В этом случае вздутие кишечника возникает обычно после приступов резкого беспокойства ребенка, чередующихся со светлыми промежутками. Непроходимость кишечника у детей до 1 года нередко развивается вследствие нарушения его двигательной функции при пневмонии, перитоните, острых инфекционных заболеваниях. Постоянное увеличение живота, обусловленное задержкой газов и кала в кишечнике и расширением толстой кишки, характерно для болезни Гиршспрунга — порока развития толстой кишки, при котором нарушается ее двигательная функция в результате отсутствия или уменьшения в стенке кишки нервных узлов и волокон. У детей с этим пороком развития с рождения или с первых недель жизни наблюдается запор, который становится особенно упорным после введения прикорма.

Установить причину вздутия кишечника может только врач. При вздутии живота, обусловленном заглатыванием воздуха и усилением бродильных процессов, рекомендуется очистительная клизма. Для клизмы используют кипяченую воду, температура которой 23—25°. Детям до 1 мес. вводят 30 мл, 1—3 мес. — 60 мл, 3—6 мес. — 90 мл, 6—9 мес. — 120—150 мл, 9—12 мес. — 180 мл. Воду в прямую кишку вводят с помощью резинового баллончика соответствующего объема с мягким наконечником, который смазывают стерильным вазелиновым или подсолнечным маслом. Ребенка укладывают на спину, поднимают одной рукой его ноги, другой вставляют наконечник баллончика в прямую кишку на глубину 2 см (у новорожденных), 5 см (у детей 1 года). Перед введением из баллончика выпускают воздух, выдавливая воду. После окончания процедуры нужно прижать ягодицы друг к другу на несколько минут и провести легкий массаж живота — поглаживание ладонью вокруг пупка по ходу часовой стрелки. Для улучшения отделения газов после клизмы можно поставить на 15—20 мин газоотводную трубку. Ее вводят в прямую кишку на глубину 5—7 см, предварительно смазав стерильным растительным маслом. Резиновый баллончик для клизмы и газоотводную трубку перед использованием следует прокипятить в течение 15 мин.

При метеоризме ребенку полезно давать внутрь укропную воду или отвар ромашки по 1 чайной ложке 3 раза в день. Одну столовую ложку теплого отвара ромашки (30—33°) можно ввести после очистительной клизмы в прямую кишку с помощью баллончика для клизмы.

Если вздутие кишечника выражено нерезко, иногда помогает массаж живота (поглаживание вокруг пупка по ходу часовой стрелки), прикладывание к животу теплой ткани. Для лучшего отхождения газов ребенка периодически (перед каждым кормлением) следует класть на живот на 2—3 мин.

По назначению врача при усилении бродильных процессов в кишечнике применяют ферментные препараты (абомин, фестал и другие.>.), при дисбактериозе кишечника — бифидум-бактерин. При подозрении на непроходимость кишечника, болезнь Гиршспрунга необходима госпитализация ребенка.

Внезапная смерть. Примерно половину всех умерших на дому детей в возрасте до 2 лет составляют дети, погибшие внезапно, без видимых причин. Чаще подобная смерть наблюдается в первые 6 мес. жизни. Наибольшее число случаев внезапной смерти регистрируется в марте и декабре. Как правило, смерть наступает незаметно, во время сна ребенка. Иногда ей предшествует резкое беспокойство и крик ребенка. Обычно непосредственной причиной смерти служит непроходимость дыхательных путей. Патологоанатомическое исследование внезапно умерших детей в большинстве случаев не может полностью объяснить, с чем связано наступление смерти. У некоторых детей за несколько дней до внезапной смерти отмечались слабовыраженные желудочно-кишечные расстройства или симптомы респираторно-вирусной инфекции (насморк, покраснение слизистой оболочки глотки) при нормальной температуре тела. Предполагают, что наличие определенных анатомо-физиологических особенностей организма детей до 2 лет (узость дыхательных путей, высокая потребность в кислороде, неустойчивость обменных процессов, несовершенство иммунной и эндокринной систем) и пищевой аллергии может способствовать наступлению смертельного исхода при развитии у ребенка малосимптомной формы инфекционного заболевания.

При остановке дыхания у ребенка необходимо сразу начать искусственную вентиляцию легких по методу изо рта в рот или изо рта в рот и нос (см. Искусственное дыхание), а в случае прекращения сердечной деятельности одновременно проводить непрямой массаж сердца. Если с момента наступления клинической смерти прошло более 8 мин и появились признаки биологической смерти, реанимационные мероприятия бесполезны.

Учитывая возможность наступления внезапной смерти, спящего ребенка до 2 лет, особенно первого года жизни, нельзя оставлять без присмотра взрослых. Важно также следить за тем, чтобы воздух в комнате, где находится ребенок, был всегда свежим.

Воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивит) и слезного мешка (дакриоцистит). Конъюнктивит у детей первого года жизни встречается довольно часто, особенно у новорожденных. Его вызывают обычно болезнетворные бактерии и вирусы. Заболевание проявляется отечностью век, покраснением слизистой оболочки век и глазного яблока, скоплением в глазной щели гнойного отделяемого. Иногда кожа век слегка краснеет. Часто поражается только один глаз.

При появлении перечисленных симптомов нужно вызвать педиатра на дом. По рекомендации врача выполняют промывания пораженного глаза от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным розовым раствором марганцовокислого калия (следить, чтобы в раствор не попали нерастворившиеся кристаллы) или фурацилина (1 таблетку, содержащую 0,02 г фурацилина, растворяют в 100 мл кипяченой воды); закапывают в глаз 30% раствор сульфацил-натрия (альбуцид) по 2 капли 4 раза в день и другие. При правильном лечении выздоровление наступает через 1—2 нед.

Дакриоцистит — нередкое заболевание новорожденных. Возникает в тех случаях, когда перепонка в нижней части носослезного канала, соединяющего слезный мешок с полостью носа, не разрывается. Это приводит к застою слезной жидкости в слезном мешке и его воспалению. В первые недели жизни появляется слизистое или слизисто-гнойное отделяемое из глазной щели, слезостояние, при плаче слезы стекают из наружного угла глаза. Как правило, имеется покраснение слизистой оболочки век и глазного яблока. Иногда наблюдается припухлость кожи около внутреннего угла глаза и легкое ее покраснение. При надавливании на эту область из слезных точек появляется слизисто-гнойное отделяемое. Заболевание протекает длительно, может осложниться гнойным расплавлением слезного мешка, образованием свища, сепсисом.

Ребенок с подозрением на дакриоцистит должен быть осмотрен детским офтальмологом. Лечение включает промывание глаз и закапывание в них тех же лекарственных средств, что и при конъюнктивите, а также периодический (3—4 раза в день) массаж слезного мешка с выдавливанием его содержимого в носослезный канал. Массаж слезного мешка проводит мать ребенка после обучения врачом. При затянувшемся, не поддающемся лечению дакриоцистите, офтальмолог осуществляет зондирование и промывание носослезного канала. Как правило, после этого наступает излечение.

Дыхательные расстройства. Отсутствие дыхания при рождении является основным признаком асфиксии (удушья) новорожденного — патологического состояния, обусловленного недостаточностью газообмена в легких, резким снижением содержания кислорода и накоплением двуокиси углерода в организме. Причинами асфиксии новорожденного могут быть внутриутробное кислородное голодание (например, при обвитии пуповины вокруг шеи плода), закупорка дыхательных путей новорожденного слизью, околоплодными водами. Ребенок, родившийся в состоянии асфиксии, сразу после рождения не кричит (<<не делает первого вдоха), кожа его синюшная или бледная. После небольшой паузы (<<до 1 <<мин) ребенок обычно начинает дышать. При легкой асфиксии дыхание у ребенка ослабленное, иногда нерегулярное, крик слабый, сердцебиение может быть слегка замедлено или учащено, кожа лица или всего тела синюшная. В тяжелых случаях отмечаются лишь отдельные вдохи или ды


Первая медицинская помощь - популярная энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия. . 1994.

Синонимы: